Опубликовано пользователем tatyana
Антиплагиат - 90,66.
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
АВТОР: ЛОЗИЦКАЯ ТАТЬЯНА РУДОЛЬФОВНА 20.01.2021года
Наименование программы
Программа воспитания и социализации обучающихся
Основания для разработки
Конституция Российской Федерации;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2.12.2012г 273-ФЗ;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования;
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
Национальная программа «Наша новая школа».
Разработчики программы
Администрация школы
Цель программы
Воспитание человека и гражданина Российской Федерации, принимающего судьбу Отечества как свою личную: духовные и культурные традиции многонационального государства, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Направления программы
Формирование личности: зрелого мировоззрения, эго-идентичности при наличии которых возможно самовоспитание.
Воспитание социальной ответственности и компетентности, потребности в общественно-полезной деятельности.
Воспитание чувства зрелости, уважения, самостоятельности, доверия и равноправия. Формирование основ социального партнерства.
Воспитание нравственных чувств, убеждений этического сознания.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Подготовка к выбору специальности, профессии через воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду, творческого отношения к труду.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, эстетическое воспитание.
Сроки реализации
2021- 2026 год
Исполнители программы
Участники образовательного процесса школы.
Источники финансирования
Бюджетное и спонсорское финансирование.
Механизмы реализации
Разработка и утверждение составных частей (подпрограмм) программы воспитания по направлениям.
Формирование системы критериев, показателей качества воспитательной работы.
Разработка нормативно-правовой базы.
Реализация подпрограмм: ведение проектов, проведение занятий, мероприятий, направленных на решение отдельных задач развития и воспитания учащихся в процессе многостороннего партнерства.
Система организации контроля реализации программы
Оперативное руководство реализацией программы.
Подготовка ежегодного проблемно-ориентированного анализа реализации программы воспитания.
«Обратная связь»: проведение опросов, обсуждений, утверждение промежуточных результатов программы.
Основания и порядок корректировки
Корректировка календарно-тематического планирования на следующий за отчетным год на основе утвержденного проблемно-ориентированного анализа.
Пояснительная записка
ВОСПИТАНИЕ – Процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Одной из особенностей воспитания является его открытость к внешним воздействиям. Второй особенностью, существенно влияющей на планирование мероприятий воспитательного характера, является прогнозируемость воспитания.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА, которая стоит перед создателями и реализаторами данной программы, это стремление сделать процесс воспитания управляемым. Именно данная задача требует разработки комплексной программы воспитания, имеющей плановую структуру с календарной периодичностью. Анализ факторов, условий реализации в определенной среде социального окружения, постановка целей и задач, а также формирование критериев и измерителей процесса являются основополагающими направлениями разработки программы воспитания.
При разработке Программы воспитания и социализации учащихся ______ (далее- программу), мы опирались на федеральные, региональные, локальные, а также международные нормативные правовые акты:
- Конституцию Российской Федерации;
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 года 273-ФЗ;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования;
- Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа построена на основных национальных ценностях российского общества, а именно: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, главенство семьи и закона, охрана здоровья граждан, уважение труда, личного и коллективного творчества, приоритета научного подхода, уважения к чувствам верующих любых конфессий, любовь и бережное отношение к природе, человечеству, искусству.
Программа включает в себя учебную, внеурочную, внешкольную деятельность учащихся и реализуется совместной деятельностью: учеников, педагогов, родителей, семей, приглашенных экспертов и иных участников жизни общества.
Программа направлена на воспитание, социально-педагогическую поддержку, становление и развитие интеллектуально развитой, физически и нравственно здоровой, культурной, творческой, свободной и ответственной личности гражданина и патриота, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее многонационального народа России.
Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогическим коллективом, родителей, является освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответственно возрасту, а также усвоение норм и правил общественного поведения.
Воспитание трудолюбия, личного и коллективного творчества, формирование основ партнерского общения в процессе коллективной деятельности является необходимым этапом подготовки учащихся к выбору направления профессиональной деятельности, а также залогом успешного взаимодействия в трудовом коллективе. Подпрограммы по воспитанию предоставляют возможность детям развиваться в соответствии с их личными интересами, способностями, а в дальнейшем реализоваться в профессиональной деятельности.
Программа воспитания также направлена на получение знаний, формирование установок здорового образа жизни с целью укрепления физического, психологического и социального здоровья, формирование правильных ценностных ориентаций по отношению к окружающей среде, формирование экологической культуры.
Воспитание внутренней личностной необходимости, ориентированной на достижение планируемых результатов личностного развития.
С организационной точки зрения – создание воспитательного пространства, удовлетворяющего запросам учебно-педагогического коллектива, ожиданиям родителей и обучающихся.
Программа разработана с учетом специфических возрастных особенностей, этапов взросления и становления личности, уровни взаимодействия педагогического коллектива, родителей и детей учитывают особенности взросления для каждого возрастного периода.
Педагогический коллектив рассматривает процесс воспитания ТОЛЬКО как процесс, который осуществляется сообща: учащиеся, учебно-педагогические работники, родители.
Только такое союзническое взаимодействие является эффективным.
Организация воспитания и развития учащихся в настоящей Программе осуществляется по семи направлениям:
- Формирование личности: зрелого мировоззрения, эго-идентичности при наличии которых возможно самовоспитание.
- Воспитание социальной ответственности и компетентности, потребности в общественно-полезной деятельности.
- Воспитание чувства зрелости, уважения, самостоятельности, доверия и равноправия. Формирование основ социального партнерства.
- Воспитание нравственных чувств, убеждений этического сознания.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Подготовка к выбору специальности, профессии через воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду, творческого отношения к труду.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, эстетическое воспитание.
Каждое из этих направлений Программы основано на определенной системе базовых ценностей, раскрывает одну из сторон духовно-нравственного развития личности и наполнено основным содержанием, видами деятельности по направлениям, формами занятий, планируемыми результатами.
Программа воспитания_____ является одним из обязательных компонентов образовательной программы, составляет ее методологическое ядро, соответствует требованиям ФГОС.
Программа рассчитана на 5 (пять) лет с 2021 года по 2026 год.
Принципы программы
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Принцип комплексного учета причин и последствий воспитательного взаимодействия, формирование личностно и социально значимых качеств в их практическом применении.
Принцип ориентации на идеал. Анализ жизненных ситуаций, имеющих воспитательное значение, осуществляется на примерах высоконравственного поведения.
Принцип следования высоконравственному примеру. В качестве образцов поведения предлагаются только высоконравственные примеры и образцы.
Принцип совместного решения общественно и личностно значимых проблем. Основным является принцип согласования, взаимной поддержки при решении личных и общих проблем. Поиск компромисса и воспитание умения обсуждать и договариваться.
Принцип социализации воспитания. Учет и использование воспитательных возможностей социума, привлечение общественных организаций к решению воспитательных задач.
Принцип партнерского диалога. Основным способом общения является взаимодействие между воспитанниками и воспитателями посредством прямого диалога.
Принцип смысловой идентификации. Основным критерием является нравственная ценность, а не внешняя привлекательность.
Преемственность воспитания
Программа воспитания и социализации обеспечивает преемственность воспитания в учебной деятельности на уроке, во внеурочной и внешкольной деятельности в начальной и основной школе.
В начальной школе обучение и воспитание детей основывается на преобладающем наглядно-образном мышлении, что является особенностью данного возраста. Воспитание определяется созданием условий для получения представлений, наглядных образов и образцов, необходимых для развития духовной сферы. Процесс воспитания, развития в этом возрасте направлен на формирование словесно-логического мышления.
В основной школе процесс обучения и воспитания представляет собой трансформацию от словесно-логического к абстрактно-логическому мышлению. Основными объектами становятся культура, морально-этические нормы (5-7 класс), к 8-9 классу формируются ценностные отношения и убеждения.
Преемственность воспитания выражается прежде всего в том, что каждая ступень образования, а, следовательно, и воспитания, является этапом личностного развития учащегося.
Для осуществления мониторинга были созданы ориентиры, ключевые показатели оценки успешности воспитательной деятельности.
Ключевые показатели оценки успешности воспитательной деятельности: основные личностные качества возрастного периода
Система отношений
Начальная школа
Основная школа
Старшая школа
Отношение к природе
Интересующийся, любознательный, пытливый, познающий окружающий мир на основе принятия, любви к Планете Земля, бережного отношения ко всему живому; знающий и соблюдающий правила поведения на природе.
Познающий мир активно, экспериментальным путем, обладающий экологической культурой, участвующий в социально-полезной деятельности по обустройству окружающей среды.
Интересующийся и осознающий глобальные проблемы современности, понимающий необходимость своего участия в их решении. Участвующий в благоустройстве окружающей среды.
Отношение к здоровью и образу жизни
Знающий и выполняющий правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни, как полезных привычек.
Бережно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих, соблюдающий правила безопасного для человека и окружающей среды образа жизни. Имеющий мотивацию к улучшению и созиданию.
Осознающий ценность человеческой жизни и здоровья. Совершенствующий свой образ жизни и жизни окружающих людей. Имеющий критическое отношение к факторам, негативно воздействующим на здоровье людей.
Отношение к культуре поведения
Уважающий старших, любящий свою семью, свою Родину, знающий и соблюдающий обычаи своего народа. Уважающий обычаи других народов.
Осознающий свои «корни», любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык. Уважающий свой народ, свою культуру, духовные традиции. Уважающий духовные традиции и культуру многонационального российского государства и человечества.
Носитель культурных ценностей, патриот, осознающий свою сопричастность к истории и судьбе Родины. Уважает ценности других культур, конфессий и мировоззрений.
Отношение к себе и другим людям
Умеющий слушать и слышать другого человека, оптимистичный, доброжелательный, способный обсуждать и договариваться, высказывать свое мнение. Знающий правила поведения в школьной жизни, общества. Соблюдающий нормы этикета, дисциплинированный.
Обладающий адекватной самооценкой. Позитивный, уважающий себя и других людей. Уважающий закон и порядок. Социально активный, соизмеряющий свои поступки и нравственные ценности.
Инициативный, уверенный в себе, самостоятельный, способный к кооперации и сотрудничеству с другими людьми для достижения совместного результата. Обладающий культурой поведения в конфликте. Стремящийся к самоактуализации.
Отношение к труду и творчеству
Владеющий умениями учиться, трудолюбивый, способный к самоорганизации, желающий участвовать в творческой деятельности, конкурсах. Участвующий в коллективных соревнованиях.
Осознающий ценность труда, образования, творчества. Понимающий значение профессиональной деятельности в жизни человека, интересуется и изучает развитие природы и общества. Соизмеряющий свои поступки с морально-нравственными ценностями.
Креативный, мотивированный к познанию окружающей сред, творчеству. Стремящийся к профессиональной ориентации, мотивированный на достижения.
Отношение к эстетическим и морально-нравственным ценностям
Активный, самостоятельный, способен понимать «что такое хорошо и что такое плохо», что красиво, а что безобразно, нравственно и безнравственно.
Ответственный, способен отвечать за свои поступки пере семье и школой, имеющий адекватную самооценку, нравственные критерии выбора, готовый их аргументировать, защитить. Способен к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
Осознающий себя как личность, индивидуальный, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, осуществлять вклад в общее дело на благо общества, Отечества и себя самого.