330 р.
249 руб. |
330 р.
300 руб. |
270 руб. |
330 р.
300 руб. |
300 р.
290 руб. |
330 р.
299 руб. |
330 р.
300 руб. |
365 р.
330 руб. |
330 р.
330 руб. |
350 р.
280 руб. |
330 р.
229 руб. |
250 р.
199 руб. |
290 р.
199 руб. |
340 р.
300 руб. |
199 руб. |
450 р.
179 руб. |
499 руб. |
419 руб. |
399 руб. |
419 руб. |
560 р.
399 руб. |
560 р.
429 руб. |
560 р.
429 руб. |
480 р.
399 руб. |
560 р.
399 руб. |
0 руб. |
1610 руб. |
0 руб. |
1620 р.
480 руб. |
1500 р.
1550 руб. |
980 руб. |
1600 р.
1199 руб. |
1770 р.
0 руб. |
1770 р.
1699 руб. |
1770 р.
1699 руб. |
1880 р.
1799 руб. |
1770 р.
1699 руб. |
1770 р.
1699 руб. |
1770 р.
1699 руб. |
1199 руб. |
1799 руб. |
1300 р.
1099 руб. |
1370 р.
1490 руб. |
1890 р.
1580 руб. |
5200 р.
4750 руб. |
630 р.
279 руб. |
4990 р.
4700 руб. |
259 руб. |
0 руб. |
450 р.
399 руб. |
480 р.
429 руб. |
1590 р.
1390 руб. |
5600 руб. |
4300 руб. |
769 руб. |
800 руб. |
2500 руб. |
699 руб. |
2200 р.
1900 руб. |
6000 руб. |
2450 руб. |
2100 р.
1850 руб. |
8000 р.
5600 руб. |
Рушники. Свадебный рушник.
Рушники на свадьбу.
Рушник - домотканое полотенце, предмет русской народной культуры, народного
творчества славян, единственный предмет культуры и быта, дошедший до нас
с языческих времен и использующийся нами по первому его предназначению.
Википедия так толкует слово «рушник»: полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка,
ширинка- полотенце из домотканого холста.
И по сей день рушник - желанный предмет домашнего обихода и великолепный
традиционный символ важного события в жизни русского народа.
Рушник-полотенце занимает почетное место в доме: у израpцов,
на столах, украшении дома: на окнах, старинных сундуках.
Является старинным народным символом и прекрасным стильным
элементом в украшении дома в стиле «кантри», или «деревенском стиле».
Рушник - ритуальный предмет из языческого прошлого, который традиционно
используется в народном быту по прямому назначению - защищает святые углы,
божницы, дверные и оконные проёмы, родины, свадьбы, праздники,
похороны своими магическими изображениями.
Изображения на рушнике - обереги от сглаза - любой порчи, а также пристанище душ умерших родичей.
С прошлых времен рушник наделен семантическим значением пути, дороги,
объединения, соединения, связывания. Во всех народных обрядах рушник – дар, оберег, символ праздника.
Вышитый рушник – не просто рушник, украшенный определенным узором
или орнаментом, любые изображения, вышитые на рушнике рукодельницей несут определенную знаковую, оповестительную функцию.
Любой вышиты рушник- это книга, прочитать которую совершенно несложно,
понимая символы языческой и народной культуры, особенности быта восточных славян.
Вплоть до 50-х годов 20 века рушники вышивались рукодельницами на домотканом льне.
При этом необходимо сказать, что в послевоенное время на ткацких станках уже не работали:
велики были запасы материи, сотканной ранее: революционное и послереволюционное время
приучило народ запасать впрок льняную ткань, поскольку все запасы продуктов, произведенные впрок,
в эти времена изымались( революции, коллективизация, голод). Ткань - единственное, что не подлежало обязательному изъятию.
Запасы полотна, сотканные в начале века было столь велики, что их запасов хватило на 50-70 лет,
как раз до того периода, когда большинство смогло себе позволить покупать ткань фабричного производства.
Сегодня рушники вышиваются преимущественно в селах к свадьбам и родинам,
а также к большим церковным праздникам.
В северных областях России и сейчас жива традиция ручной вышивки на льняной ткани.
В чем истинная ценность рушника – старинного предмета народного творчества?
Ромбо-точечный орнамент Связь ромбо-точечного узора со свадебной обрядностью и с бытом
молодой замужней женщины заставляет нас обратить на него особое внимание,
так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия.
Само слово «рушник» имеет корень «руш», «рух», что означает ломать, рушить,
рвать, а иначе - оторванный кусок ткани, отрез.
От этого же корня, происходит слово рубашка.
Льняные полотнища, из которых впоследствии шились рушники, ткались очень длинные. Старинный рушник достигал в длину 3-4 метра.
Семантика этих слов восходит к нарушению целостности сотканного льняного полотна.
Для того, чтобы сшить рушник, а затем вышить его, сшить рубашку,
или другую «рухлядь» нашим предкам надо было «разрушить», разорвать, сотканное полотно.
Металлические ножницы, ножи появились гораздо позже ткачества,
которое зародилось в эпоху неолита (новый каменный век),
до их появления одежду из сотканного полотна кроили, сделав надрез острым камнем,
щепкой или ракушкой, а затем рвали ткань руками по долевой или поперечной нити.
Ткань рвалась, «рушилась» ровно, в зависимости от приложенного направления.
Несмотря на созвучие слов «рушник» и «рука», они имеют различную семантику и лексическое значение.
Рушник - «порушенное», порванное полотно.
А предметы, которые использовались нашими предками для вытирания рук и висели на рукомойнике, назывались: утирка, рукотерка, ручник, ширинка, полотенце.
Такое полотенце имело очень маленький размер и не шилось специально,
для вытирания рук использовались старые тканные изделия,
поскольку ценность тканного полотна была велика, любые тканные изделия
изнашивались в прах.
Настоящий рушник имел размер, далеко превосходящий своих сегодняшних потомков,
его размер в ширину был 35-40см, а длина достигала 3-5 метров.
Рушник очень богато украшался: кружевом, тесьмой, лентами, бранным ткачеством.
На изготовление рушника рукодельницы не жалели ни сил, ни времени, ни декора.
Рушник был очень дорогой вещью, нисколько с точки зрения стоимости, сколько
с точки зрения своего внутреннего смыслового значения.
Настоящий же рушник при ширине около 35 - 40 см. (в зависимости от кросна) имеет длину 3 - 5 и более метров,
богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.
Рушник был культовым предметом славянской культуры: ни одно значимое для семьи событие
не обходилось без рушника.
На родинах
Рождающегося ребенка повитуха принимала на рушник.
Рушник, как оберег, символ жизненной дороги,
вышивался далеко загодя: как правило, он был в числе тех 40 рушников к свадьбе,
которые готовила себе молодая девушка, еще не невеста и тем более, не жена.
Символика такого рушника – обереги, охраняющие жизненный путь только родившегося ребенка.
Вместе с тем, рушник был и символом оберегающего «мужского начала»,
при рождении младенца, если это был мальчик - на калитку вывешивали рушник, а если девочка - красивый вышитый платок.
На крестинах
Рушник, на который крестная мать принимала младенца, вышивался только светлыми, белыми нитками.
Вышивала его для своего крестника (крестницы) крестная мать, украшая его символами-оберегами.
После крестин рушник, будучи основным оберегом крещеного младенца,
как защита от дурного глаза, вешался в изголовье детской люльки и в качестве полотенца
использовался только в случае болезни человека.
Обряд прощания с детством
С детством прощались девочки, становясь девушками.
Для этого обряда готовился специальный рушник.
Девочка проходила через расстеленный рушник,
затем на нее одевалась взрослая одежда – «понева», таким образом,
девочки прощались с детством и становились «взрослыми».
На свадьбе
В книге "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке" автор так описывает «участие»
рушника в свадебной церемонии: "Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, "рукобитное"- жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами».
С хлебом-солью на рушнике мать жениха-мужа встречала венчанную пару в родительском доме. Этот обряд жив и по сей день.
На упокоение
Когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку,
покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу.
В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нём " отдыхает" душа умершего.
В ежедневном обиходе рушник также использовался
Рушник носили мужчины, используя его вместо пояса. Женщины - как головной убор.
Такой «серпанок» ткался нежестким, со слабым схождением продольных и поперечных нитей, получался легким.
Вышивался богатыми узорами, на него не жалели ни сил, ни времени. Существовали небольшие рушники, «подорожные».
Эти рушники символизировали удачную и легкую дорогу.
Отдавались путешественникам, воинам, торговцам.
Именно при передаче рушников, путешественникам говорили «Скатертью дорога!», желая доброго пути.
Хлебосольные рушники, или хлебники, в изобилии были в каждом доме.
Использовали их как скатерть, на которую клали хлеб.
На непокрытый рушником стол, хлеб класть было нельзя – слишком велико было уважение к хлебу и любой еде.
Встречая дорогих гостей, им преподносили «Хлеб да соль» на рушнике.
Традиция жива и по сей день - хлебом-солью встречают гостей делегаций,
с хлебом и солью проводят церемонию открытия. На таких рушниках вы увидите « Хлеб да соль».
Рушники использовались для оберега скота от болезней - вышивался специальный рушник, через который, только вышитый, прогонялся скот.
Такой же вышитый рушник использовался, как знак привлечения, вызова дождя во время засухи,
клался он при въезде в славянские села.
Вышивался такой рушник всеми женщинами села одновременно, одним днем,
использовался до достижения ночи - пока темные силы не опустились. Такие рушники назывались «обыденными», в смысле слова «одним днем сделанные».